Все, что вы хотели знать об MVP.

источник: http://freshle.com/blog/mvpguide/

Все, что вы хотели знать об MVP. Немножко теории и 9 реальных историй.

Перед вами – самый полный и подробный гайд по MVP на русском языке. Спасибо Алексею Веселову.

Введение

MVP (minimum viable product – минимально жизнеспособный продукт) является комбинацией наименьшего возможного количества признаков, которые могут составить самостоятельный продукт, решают по крайней мере одну основную проблему клиента и демонстрирует ценность продукта. По определению Эрика Риса MVP — это версия продукта, позволяющая запустить цикл «создать-оценить-научиться» с минимальными усилиями, потратив как можно меньше времени на разработку. Минимально жизнеспособный продукт не имеет многих из тех опций, которые позже могут оказаться важными. Однако MVP нужно создать таким образом, чтобы можно было оценить его успех. По сути, он помогает вам начать процесс обучения так быстро, насколько это возможно.

Важно понимать, что MVP — это не только решение проблемы дизайна продукта или ответы на технические вопросы. MVP позволяет вам протестировать основные гипотезы вашего бизнеса. Другими словами, MVP — “пробный камешек”, который может многому вас научить. Как только вы решили перейти от планирования к созданию продукта — вам нужен MVP. Думайте о нем, как о “легкой” версии вашего конечного продукта или как о простейшем прообразе будущего продукта, который вы можете использовать для получения и исследования некоторой реакции рынка.

Очень часто начинающие предприниматели неверно понимают одну простую вещь: быстро выйти на рынок не означает быстро выкатить сырой, наспех сделанный продукт. Другой плохой идеей является создание маленького, простого продукта, который, как вам кажется, не отнимет у вас много времени. Вам не нужен недоработанный или слишком простой продукт, вам нужен именно MVP.

Так в чем суть MVP?

Равноценны ли понятия “минимально жизнеспособный продукт” и “минимальный продукт”.

Ответим сразу: нет. Это не одно и то же. Просто “минимальный продукт” — это ваш продукт, находящийся на первой, начальной стадии решения проблемы потребителя. Он, возможно, частично решает основную проблему, но это все, что он делает. Когда вы выкатываете минимальный продукт — вы уже вступаете в контакт с клиентом, не проверив ни единой гипотезы относительно вашего продукта.

Представьте, что вашей задачей является научиться кататься на велосипеде. У вас есть пара вариантов:

    1. Пойти в веломагазин и купить за 50 000 руб. топовый профессиональный велосипед
    2. Или же купить подержанный велик с рук за 2000 и посмотреть, а доставляет ли вам катание на велосипеде такое уж удовольствие, найдется ли у вас достаточно времени для его использования и располагает ли ваш район достаточно удобной инфраструктурой для велопрогулок. И после этого вы можете с уверенностью пойти и купить себе профессиональную технику. Это и будет ваш личный MVP.

Если попытаться дать определение MVP всего одним предложением, то оно будет звучать следующим образом: MVP помогает провести исчерпывающее сфокусированное исследование ваших первых клиентов. Другими словами, не стоит забывать, что MVP — это одновременно и Minimal, и Viable:

    • Минимальный.
    • Как определить необходимый минимум, в формулировке “минимально необходимый набор свойств”. Если говорить “наиболее дешевый”, должно ли это означать, что вы должны нанять менее профессиональных сотрудников, нежели для разработки основной версии продукта? Или же уделить меньше времени тестированию? Опасность здесь кроется в неправильной интерпретации слова “минимальный”, которое не должно являться синонимом выражения “ничего особенного”. Ошибкой будет создание неконкурентоспособного продукта или продукта решающего не основную проблему клиента, а “что-то похожее”. Минимальный в первую очередь означает “сфокусированный”. Найдите основную потребность потенциального клиента и предложите минимально достаточную услугу для ее решения, отказавшись от неактуальных дополнений.
    • iPod позволяет хранить набор аудиозаписей и прослушивать их на ходу, Facebook позволяет находить знакомых и делиться с ними информацией, eBay позволяет продавать и покупать б/у вещи, а Google — находить информацию в интернете.
    • Жизнеспособный.
    • Что делает продукт жизнеспособным? Две вещи: Будут ли люди его использовать? и Будет ли кто-либо за него платить?

То есть из формулировки “минимальный жизнеспособный продукт” не должно уйти слово “жизнеспособный”

Яркую иллюстрацию этому дают разработчики Spotify:

Если вы хотите продать автомобиль (ваш конечный продукт) вашему покупателю по цене X, ваш MVP достаточно продолжительное время может выглядеть как колесо. Вместо создания подобного незавершенного MVP (или лэндинга), подумайте о том, каким минимально доступным способом можно решить основную потребность клиента: добраться из точки А в точку В быстрее, чем пешком. Скейтборд может быть слишком упрощенным, недостаточно комфортным решением проблемы, к тому же требующим много усилий со стороны клиента, однако вы предоставляете ему возможность удовлетворить потребность — он действительно домчит клиента в точку В гораздо быстрее. И, разумеется, сконструировать скейтборд гораздо дешевле, чем автомобиль.

Ранние клиенты (так называемые “early adopters” скорее всего проигнорируют внешний вид и легкие неудобства, т.к. они находятся в поиске хоть какого-нибудь, хотя бы временного решения актуальной проблемы).

    • Продукт
    • Слово “продукт” в структуре понятия MVP также требует краткого пояснения. Под продуктом подразумевается:
        • непосредственно коммерческий продукт
        • услуга
        • бизнес целиком
        • все, что может создавать ценность

Почему это важно? Какова основная цель?

В первую очередь, потому что до создания MVP все, что у вас есть — это ваша идея. Вы предполагаете, что кто-то может быть заинтересован в покупке вашего продукта, но вы не можете быть в этом уверены. И единственный способ узнать наверняка — протестировать спрос. MVP служит не только и не столько для того, чтобы быстро выкатить ваш продукт на рынок, это, в первую очередь, отличный способ минимизировать возможные риски.

Таким образом, MVP — простой и дешевый способ проверить, какие из ваших предположений соответствуют объективной рыночной ситуации, а какие — нет. Как только вы осознали, что основной задачей запуска MVP является изучение потребителя, вы легко можете решить, насколько минимальным должен быть MVP. Важно понимать, что MVP может значительно отличаться от конечной версии продукта как по внешнему виду, так и по функциональности — при создании MVP каждое решение должно базироваться на существующей гипотезе о поведении потценцаильных клиентов. Гипотезы могут быть следующими:

    • Действительно ли мы предлагаем решение проблемы?
    • Ответит ли потенциальный потребитель на наше предложение?
    • Приемлема ли для потребителя цена?
    • Нужно ли добавлять дополнительные функции?

При этом всегда нужно помнить о том, что продукт должен удовлетворять нашу потребность в изучении потребителя — не более, все остальное на данном этапе будет являться излишней тратой ресурсов, к тому же негативно сказывающейся на достоверности результатов исследования.

Рассмотрим примеры успешных MVP компаний, занявших впоследствии лидирующее положение в своих рыночных нишах.

Примеры MVP

1. Craigslist

Craigslist — сайт бесплатных объявлений, общественно модерируемый и, в большинстве случаев, бесплатный. Объявления на craigslist.org разбиты на секции: вакансии, товары на продажу, события, услуги, резюме и т.д.

Популярность сайта впечатляет: по одной из оценок он входит в топ-10 самых посещаемых веб-ресурсов в США и содержит около 80 миллионов актуальных классифицированных объявлений (всего около 20 млрд вебстраниц)

Сервис был основан в 1995 году Крейгом Ньюмарком и изначально не имел представлял собой email-рассылку для друзей на тему локальных событий в Сан-Франциско.

Количество подписчиков росло день ото дня и к удивлению создателя, люди стали активно использовать рассылку для иных объявлений, обнаружив, что лист является удобным инструментом общения с обширной аудиторией. Особенной популярностью пользовались объявления о вакансиях. После успеха данного MVP в 1996 Крейг решил создать веб-сервис, который впоследствии начал обрастать другими категориями предложений. В августе 2004-го eBay купил 25%-ную долю компании.

В 2000 году зона покрытия начала распространяться на другие регионы США и к 2008 сайт имел поддержку испанского, французского, итальянского, немецкого и португальского языков. В 2012 году были добавлены карты OpenStreetMap.

Craigslist — частная компания, имеет 3-х собственников (основатель, его партнеры и eBay) и приносит, по разным оценкам, от 100 до 300 миллионов долларов ежегодно.

Бизнес-модель ресура исключительно проста. Craigslist взимает плату за размещение объявлений и имеет дифференцированные ставки в зависимости от выбранного города и класса объявления. К примеру, $75 за размещение вакансии в Сан-Франциско, $25 — в Чикаго, $10 за предложение об аренде жилого помещения в Нью-Йорке. Многие категории являются бесплатными.

Удивительным является тот факт, что сайт претерпел лишь минимум косметических изменений по сравнению с 90-ми годами и имеет специфический дизайн, который обязательно покажется устаревшим современному пользователю. И уж конечно, речь не идет о совместимости с мобильными устройствами или удобный помощи/навигации. Однако сильный, известный бренд и скорость работы ресурса позволяют ему выживать и приносить выручку.

2. Zipcar.com

Zipcar — компания, предоставляющая услуги краткосрочной аренды автомобилей по принципу самообслуживания с почасовой оплатой. Компания была основана в 2000 году Антье Дэниельсоном и Робин Чейз.

Бизнес модель такова: компания предлагает для краткосрочной аренды 30 моделей автомобилей, которые можно арендовать на автоматизированных пунктах. Кроме крупных городов, компания предоставляет свои услуги в 230 университетских городках США, Канады и Великобритании.

Говоря об MVP, стоит отметить, что на момент основания компания имела всего 1 автомобиль, припаркованный у дома Робин в Бостоне. Арендатор забирал ключи лично на крыльце ее дома и отдавал их вместе с бумагой, на которую записывалось пройденное расстояние. Проследив, насколько большим спросом пользуется услуга, Робин сделала вывод о том, что огромное количество транспортных средств лишь минимально используется по назначению: люди покупают автомобили, которые большую часть времени стоят на парковках, вынуждены их обслуживать, заправлять, думать о потери стоимости. Хотя на самом деле потребность в средстве передвижения может быть удовлетворена дешевле и проще. Главное, о чем необходимо было позаботиться — об удобстве услуги для потребителя. В итоге сейчас члены клуба Zipcar могут осуществлять бронирование через интернет или по телефону, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Бронирование может быть произведено за период от 1 минуты или до 1 года перед моментом взятия машины, при этом, взяв машину в одном пункте, клиент может вернуть ее в любом другом.

К 2002-му году была осуществлена экспансия в Вашингтон и Нью-Йорк, в 2005 году фонд Benchmark Capital проинвестировал 10 млн долларов в компанию, следующий раунд инвестиций — $20 млн от General Electric в 2006.

Компания вышла на IPO в 2011 году, а в 2013 Avis Budget Group поглотил компанию за 500 млн долларов.

На сегодняшний день предлагает 11000 транспортных средств. Количество пользователей при этом достигает 700 000 человек. Сегодня члены сообщества Zipcar имеют автоматизированный доступ к автомобилям благодаря специальному ключу Zipcard, который позволяет открыть дверь автомобиля. Приложение Zipcar для iPhone позволяет подать сигнал клаксоном для обнаружения автомобиля и открыть его двери.

Таким образом компания, вышедшая на рынок всего с одним автомобилем и имевшая амбиции локального игрока на рынке краткосрочной аренды транспорта, выросла в огромную сеть, охватывающую сотни тысяч лояльных клиентов, и продажа которой принесла основателям полмиллиарда долларов.

3. Zappos.com

Zappos — онлайн-магазин одежды и обуви, основанный в 1999 и являвшийся самым крупнойобувной онлайн-площадкой на момент поглощения компанией Amazon в 2009 году.

Основатель компании, Ник Свинмёрн, не стал начинать с заказа больших партий обуви и инвестиций в разработку e-commerce платформы. Вместо этого он пошел в местный магазин обуви и получил у владельца разрешение сделать снимки и выложить их в сеть. Как только сайт получал заказ, Ник шел в магазин, покупал пару обуви и пересылал ее клиенту. Все операции при этом он проводил самостоятельно. Казалось бы, такой бизнес невозможно масштабировать. Однако данный эксперимент наглядно продемонстрировал наличие спроса на обувь через интернет. Таким образом, практически без затрат Ник протестировал на практике гипотезу о наличии платежеспособного спроса и далее занялся привлечением инвестиций под создания полноценного интернет-магазина.

Тогда же, в 1999, в том числе благодаря презентации итогов MVP, он получил $500 000 от инвестиционного фонда Venture Frogs. Изначально компания работала на домене Shoesite.com, затем переехала на zappos.com с целью охватить рынок не только обуви, но и других товаров.

В 2000 году продажи составили $1.6 млн. К 2008-му году объем продаж вырос уже до $1 млрд.

В 2009 году Zappos вошла в топ-100 компаний-работодателей по версии Fortune и сразу же заняла там 23-е место. В том же году компания была поглощена Amazon.

Собственники Zappos получили 10 млн акций Amazon и $940 млн за свои доли в Zappos, еще $40 млн были распределены между сотрудниками. Кроме того, бренд Zappos был сохранен при поглощении

Успех Zappos строится на нескольких принципах:

1) Знание клиентов и удовлетоврение их потребностей (движение в этом направлении началось еще с запуска MVP в 1999)

2) Качественный товар и великолепный сервис

3) Концентрация на высокомаржинальном товаре

4) Бесплатная доставка, а в некоторых случаях и возврат

5) Сильный сетевой бренд

4. Pebble

Pebble — умные часы, разработанные компанией Pebble Technology и представленные в начале 2013 года. Особенностью проекта является тот факт, что его финансирование осуществлялось при помощи популярной краудфандинговой платформы Kickstarter.

Часы представляют собой дополнение к смартфону, позволяющее управлять некоторыми его функциями, например, отвечать на звонки, читать SMS, управлять медиаплеером. Оригинальная операционная система Pebble OS позволяет устройству работать как с Apple iPhone, так и со смартфонами на базе ОС Android.

Особенностью MVP в случае Pebble является то, что люди платят за продукт еще до его создания. На своей странице на Kickstarter компания разместила подробное описание проекта, видео-обзор прототипа и периодически отчитывалась о ходе разработки и создания продукта. Изначально запрошенный объем финансирования составлял $100 000, однако проект собрал более $10 млн от почти 69 000 пользователей, став самой популярной кампанией по привлечению средств на Kickstarter. Платформа, помимо основной функции — коллективного финансирования, сработала в данном случае еще и в качестве площадки предзаказа. Всем пользователям, проинвестировавшим в проект сумму, равную или превышающую стоимость часов (около $150), гарантировалось получение устройства. Основатель проекта на вопрос о причинах столь огромной популярности продукта заметил: “Мы просто поняли, как объяснить наш продукт”.

При этом ни одна из использованных технологий не была изобретена Pebble. Успех кроется в умении объяснить ценность продукта при помощи грамотно реализованного MVP.

В январе 2013 началась отгрузка часов по всему миру. Состояние на конец 2013 года:

- больше 1,000,000 загрузок программного обеспечения для Pebble;

- 70% iOS, 30% Android пользователей;

- более 10,000 загрузок SDK;

- продано более 200,000 экземпляров Pebble по всему миру.

В начале 2014 было представлено второе поколение Pebble

5. AirBnB

AirBnB — онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Пользователи Airbnb имеют возможность сдавать путешественникам в аренду свое жильё, целиком или частично. Сайт предоставляет платформу для установления контакта между хозяином и гостем, а также отвечает за обработку транзакций. Airbnb предлагает более 500 000 домов, квартир или комнат в 192 странах и 33 000 городах.

Компания начинала бизнес буквально в собственной гостинной. Основатели приглашали к себе людей и даже готовили им по утрам завтраки.

За несколько дней до начала Национальной демократической конференции в 2008 в Денвере, США, они задались вопросом, каким образом Денвер, располагающий всего 28 000 гостиничных номеров, примет на конференцию 80 000 человек. Затем они сняли квартиру, разместили там несколько надувных матрасов, предвидя тот факт, что людям, заранее не озаботившимся ночлегом, будет достаточно трудно его найти. В итоге люди начали арендовать эти надувные кровати, не имея адекватной альтернативы по стоимости и остались весьма довольными приемом и обслуживанием. В ходе этого небольшого эксперимента у основателей сформировалось виление рынка: по всему миру встречаются люди, отчаявшиеся найти недорогой ночлег с приемлемым уровнем комфорта, и они готовы платить за размещение владельцам жилья. Основатели создали ресурс для автоматизированного бронирования спальных мест с завтраком, первое время лично занимались обработкой заявок и сконцентрировались на расширении базы предложения. Во время расширения они лично ходили по домам людей, разместивших предложения, делали профессиональные фотографии, а иногда даже пользовались предложенными услугами с целью оценки их качества.

Через 4 года компания преодолела отметку в 10 миллионов бронирований в 26 000 городов по всему миру.

Успех компании, выросшей из небольшой гостинной в Денвере заключается в умении видеть потребности рынка. С самого начала AirBnB сконцентрировались на массовых событиях, места проведения которых нуждались в огромном количестве жилой площади для размещения посетителей. Другой стороной успеха компании является забота об арендодателях. В 2012 году компания потратила порядка 1 млн на компенсацию убытков арендодателей, в результате чего смогла сохранить и расширить базу лояльных партнеров.

Что касается финансирования, в 2011 году компания получила около $120 млн от стартап-акселератора Y Combinator. В апреле 2014 инвестиции в размере $450 млн были получены от фонда TPG Capital. Стоимость компании на сегодняшний день оценивается в сумму порядка 10 млрд долларов.

6. Twitter

Twitter — популярный сервис для публичного обмена короткими сообщениями

История Twitter началась в 2006 году и тогда он представлял собой научно-исследовательский проект компании Odeo для внутреннего использования. Изначальный продукт подразумевал ответ на едиснвтенный вопрос “Что ты сейчас делаешь?”. Прототип использовался в Odeo в качестве внутреннего SMS-сервиса для группового общения. Проект не предоставлял возможности перепоста и не подразумевал широкой социальной активности. Однако, после того, как создатели заметили, что пользователи активно копируют твиты друг друга с префиксом RT, была добавлена возможность создания ретвитов.

Такие привычные всем пользователям функции, как использование хэштегов, просмотр фото и видеофайлов внутри сервиса, создание списков — все это появилось уже позже, начиная с 2009 года, когда сервис уже перерос изначальный MVP.

Инвестиции Twitter составили более $57 млн и были получены в результате трех траншей: 1-5 млн в 2006, 22 млн в 2008 и 35 млн в 2009. В декабре 2011 года саудовский принц Бен Талад проинвестировал в компанию $300 миллионов, оценив ее стоимость в $8,4 млрд.

По данным Forbes выручка сети по итогам 3 квартала 2013 составила $168,6 млн. 89% выручки Twitter приходится на рекламу. Мобильные пользователи составляют 76% его аудитории и приносят ему 70% рекламных доходов. 7 ноября 2013 года компания вышла на IPO. Рыночная капитализация компании на сегодняшний день составляет 24,31 млрд.

7. Dropbox

Dropbox — облачное хранилище данных, позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в Интернете.

Продукт Dropbox предлагает наиболее простое решение проблемы синхронизации файлов. Любое содержимое папки Dropbox (после установки клиента) доступно с любого устройства, имеющего клиент, при прохождении аутентификации.

Изначально идея родилась у основателя компании Дрю Хьюстона во время автобусной поездки из Бостона в Нью-Йорк. Чтобы не скучать в пути, Хьюстон взял с собой ноутбук, но забыл захватить флэшку. В итоге ему нечем было заняться с пустым ноутбуком, раздосадованный, он начал прямо в автобусе писать приложение для синхронизации доступа к файлам через интернет. В 2007 году Дрю Хьюстоном и Арашем Федоуси была основана компания Dropbox.

После проработки идеи разработчики, никогда до этого не занимавшиеся маркетингом, выделили для себя ряд проблем:

1) Самый большой риск: сделать что-то, что никому не нужно

2) Не запуститься — болезненно, но не изучить рынок — критично

3) Нужно дать что-то пользователю в руки, тогда можно будет немедленно получить обратную связь

В качестве MVP Dropbox решили использовать достаточно банальный прием — они опубликовали на Hacker News 3-минутное видео, подробно объясняющее функциональность будущего продукта. Видео изначально было рассчитано на людей, интересующихся и професионально занимающихся ПО. В результате команда Dropbox получила настолько подробные отзывы, как если бы продукт был уже разработан и пользователи имели бы реальный опыт его использования.

Следующая версия видео уже предусматривала возможность для пользователя оставить свой email и получить клиент Dropbox сразу по завершении разработки. В первый же день количество подписчиков составило 75 000 человек.

Посевные инвестиции были получены осенью 2007 от Y Combinator. В 2008 Sequoia Capital проинвестировали в компанию $7,2 млн в качестве первого раунда. Всего компания получила $257,2 млн венчурных инвестиций от Y Combinator, Sequoia Capital, и Accel Partners. Общие инвестиции компании составили около $1,1 млрд.

Рыночная стоимость компании оценивается в $8млрд, выручка на конец 2013 года составила порядка $250 миллионов.

8. Groupon

Groupon — популярный сервис коллективных скидок. С помощью сервиса пользователи могут получать скидки, которые можно активировать исключительно при условии, если ими заинтересуется определенное минимальное количество участников программы.

Сервис был основан в ноябре 2008 года. Как и многие знаменитые веб-ресурсы, Groupon начинал с малого. В 2008 году на домене ThePoint.com была запущена первая кампания Groupon. Первой сделкой Groupon была 50-процентная скидка в пиццерию, расположенную на цокольном этаже здания, в котором находился сам Groupon в Чикаго. В то время ресурс представлял собой блог на движке WordPress со кастомизированной темой. Содержимое блога обновлялось раз в день и представляло собой интересные акции и скидки. Основатели ресурса вручную составляли список предложений и публиковали их у себя в блоге. На тот момент у них не было даже формы для обратной связи, при помощи которой клиенты могли бы указать свои пожелания по поводу того или иного предложения Groupon или хотя бы внести необходимые спецификации как, например, требуемый размер футболки, купленной через Groupon. Купоны представляли собой pdf-файлы, которые составлялись и рассылались также вручную. Тем не менее, такое положение дел рассматривалось основателями как эксперимент, результат которого даст им представление о рынке в целом и модели поведения потребителя в частности. Несмотря на изначальную слабую автоматизацию и некоторые ошибки, за первый год существования оборот сайта составил $94 млн. Такой успех способствовал грандиозному расширению компании, в результате которого сервис перешагнул границы внутреннего рынка США и вышел на международную арену. В дальнейшем одной из отличительных особенностей международной экспансии Groupon было активное поглощение местных аналогов в других странах. Так в августе 2010 года Groupon завершил сделку о покупке одного из первых российских аналогичных проектов — Darberry.

Посевные инвестиции в размере $1 млн были получены от частного инвестора, в дальнейшем в сервис инвестировали такие компании, как Accel Partners, New Enterprise Associates, Maverick Capital и другие. Общий объем инвестиций составляет более $1,13 млрд

В ходе состоявшегося в 2011 году IPO Groupon был оценен в 12,8 млрд долларов, и компания стала второй по капитализации по цене прайсинга после Google. В первый же день торгов акции подскочили на 31% — до 26,11 доллара, а капитализация достигла 16,6 млрд долларов.

По состоянию на 1 квартал 2014 года оборот составляет $757,6 млн, чистая прибыль отсутствует, зарегистрированный убыток — $37,8 млн. Сеть охватывает около 40 млн пользователей в 35 странах мира.

9. Buffer

Buffer — приложение для удобной публикации контента в популярные социальные сети.

Основатель Buffer, Лео Видрич, являясь адептом методик Эрика Риса, решил как можно быстрее представить начальную версию продукта рынку. Изначальным порывом было желание начать разрабатывать сервис еще до тестирования жизнеспособности модели. Однако, в скором времени, он решил остановиться и начать с запуска MVP. Минимальным экспериментом было создание двухстраничного лендинга и формы для внесения email-адреса в список рассылки новостей.

Целью данного шага была проверка гипотезы о том, существует ли вообще среди потенциальных клиентов заинтересованность в подобном продукте. Лео опубликовал ссылку на ресурс в твиттере и опросил людей по поводу их интереса к приложению. После получения полезной обратной связи было принято решение развить MVP.

Лео на данном этапе уже знал, что потребность существует, продукт востребован. Следующим шагом требовалось протестировать гипотезу о существовании платежеспособного спроса — готовы ли клиенты платить за продукт. Между двумя существовавшими страницами появилась информация о ценовой политике.

Результатом эксперимента стала уверенность в том, что наличие платных услуг и цена не оттолкнет потребителя — потенциальные клиенты продолжили оставлять свои электронные адреса, некоторые же из них даже выбирали платную подписку как вариант использования при запуске приложения. После такого эксперимента команда Buffer уже без опасений начала разработку и в дальнейшем презентовала первую, минимальную версию продукта и были приятно удивлены, насколько быстро приложение достигло первичных целей по аудитории.

По состоянию на февраль этого года Buffer имеет 1 383 000 зарегистрированных пользователей, годовая выручка приложения составляет $4 миллиона, команда состоит из 16 человек. Посевные инвестиции составляют $400 000 (группа частных инвесторов, 2011 год)

Резюме

Таким образом, результатам MVP являются:

    • Контакт с потенциальным клиентом (избегаем типичной ошибки новых компаний — фокусировании на бренде, качестве продукта, идее и т. д., вместо этого получаем основное — портрет клиента)
    • Получение обратной связи (кроме контакта с клиентом мы получаем уточненное описание его проблемы взамен догадок)

Чтобы создать идеальный продукт для потребителя недостаточно просто сидеть и бесконечно выдумывать новые варианты использования и возможные улучшения вашей идеи. Лучшим вашим помощником в этом деле станет непосредственная реакция клиентов, а иногда даже прямые предложения по улучшению с их стороны.

Данный инструмент называется “петля обратной связи”. Первый ее элемент — простая коммуникация: нравится ли клиенту продукт, хочет ли он его использовать и платить за него. Второй элемент — тестирование. Конечно, потребители порой не готовы сказать, что конкретно им необходимо, однако некоторые выводы можно сделать, проведя статистическое исследование: какой процент аудитории удовлетворил ваш MVP.

Как создать MVP?

В научном мире существует понятие операционализаии, подразумевающее под собой выдвижение гипотез в области различных явлений и дальнейшее подтверждение или опровержение этих гипотез при помощи научных опытов. Создание MVP — схожий процесс. Точно так же выбор MVP происходит на основе конкретного вопроса, на который нам нужно ответить.

В книге “Стартап с нуля” Эрик Рис обсуждает различные сценарии создания MVP. Каждый из них требует различное количество ресурсов (временных и финансовых):

    1. Интервью с потенциальным клиентом
    2. Макет (или видео)
    3. Рабочий прототип
    4. “Дымовая завеса” или имитация полноценного рабочего продукта

Таким образом, некоторые MVP вообще не требуют разработки (в случае с ПО) или инженерных работ или же требуют минимальное количество. Главные черты, которыми должен обладать MVP — это:

    • измеримость (в отличие от идеи)
    • возможность быстрой адаптации (после получения отзыва от потребителя)

Основными успешными стратегиями создания MVP можно назвать:

1) Имитацию. Для бизнеса, не слишком завязанного на технических разработках в качестве MVP можно предложить подход “service first”, предполагающий возможность оказания услуги вручную, без разработки продукта. К примеру, у вас есть идея разработать некий автоматизированный сервис. Что ж, проверку востребованности идеи можно осуществить без программирования — сотрудник окажет первому, небольшому числу клиентов тот набор услуг, который предусматривает будущий сервис. К примеру, основатель Food on the Table (разработка индивидуальных меню на неделю и привязка их к распродажам в продуктовых магазинах) запустил MVP даже без вебсайта — он лично посещал магазины и составлял почтовые рассылки для клиентов

2) Обезболивающее. Одна критичная для пользователя функция выбирается тестируется в качестве MVP, затем обрастает новыми и новыми дополнительными возможностями (так развивались Dropbox, Twitter, Buffer и многие другие)

Основные шаги по созданию MVP:

1. Возьмите наиболее простой и очевидный сценарий использования и попробуйте объяснить его с точки зрения аудитории. К примеру: “Как клиенту приложения “A” мне нужно X, чтобы я мог “Y”. Под “Y” в данном случае понимается базовая потребность, которую мы удовлетворяем при помощи MVP.

2. Попробуйте воспроизвести активность клиента. Как бы вы хотели видеть весь процесс полностью, с различными сценариями. В случае с онлайн-сервисом бронирования это будут:

    • переход:
    • аутентификация:
    • определение местонахождения;
    • задание периода времени;
    • проверка доступности услуги в заданный период;
    • подтверждение доступности (или информация о невозможности бронирования);
    • выбор одного и доступных вариантов;
    • оплата;
    • подтверждение оказания услуги.

3. После этого наступает самый ответственный шаг. Для того, чтобы превратить идею вашего продукта в MVP, вам нужно частично разрушить ее для того, чтобы осталось лишь самое необходимое. Это справедливо как в случае контакта с потребителем посредством персоначального, сырого продукта, так и если вы выбрали в качестве вашего MVP презентацию или видео — никто не станет смотреть скучные видео на 10 минут с полной демонстрацией фишек вашего предполагаемого конечного продукта, важно умело передать основную ценность, которую несет в себе товар или услуга. В итоге, возвращаясь к нашему примеру, мы оставляем:

    • переход;
    • подтверждение доступности;
    • оплата;
    • подтверждение оказания услуги.

Таким образом, мы получили простую модель процесса оказания услуги, позволяющая нам выполнить главную задачу на данном этапе, о которой никогда не стоит забывать — получение информации о клиенте и тестирование гипотез. И уже после завершение экспериментальной фазы, вдохновленные итоговыми результатами и примерами успешных стартапов, придерживавшихся той же стратегии, мы можем переходить к разработке продукта мечты.

источник: http://freshle.com/blog/mvpguide/