Бизнес-Модель. 3 Каналы сбыта (КС)
А. Остервальдер. Построение Бизнес-Моделей.
Этот блок описывает, как компании взаимодействуют с потребительскими сегментами и доносят до них свои ценностные предложения.
Каналы связи, распространения и продаж составляют систему взаимодействия компании с потребителем. Эти каналы — точки контакта потребителя с продавцом — выполняют ряд функций, в частности:
- повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании;
- помогают оценить ценностные предложения компании;
- позволяют потребителю приобретать определенные товары и услуги;
- знакомят потребителя с ценностными предложениями;
- обеспечивают постпродажное обслуживание
Какие каналы взаимодействия были бы желательны для наших потребительских сегментов?
Как мы взаимодействуем с ними сейчас?
Как связаны наши каналы между собой? Какие из них наиболее эффективны?
Какие более выгодны?
Каналы сбыта представляют собой пять этапов продвижения товара к потребителю. Каждый канал может включать все этапы или лишь часть из них. Можно выделить прямые и непрямые каналы сбыта, а также собственные и партнерские.
Найти правильные каналы сбыта, отвечающие ожиданиям потребителей, — важный аспект представления ценностного предложения на рынке. Организация может выбирать, какие каналы использовать: собственные, партнерские или сочетание тех и других. Собственные каналы могут быть как прямыми (продажи через торговых агентов или сайт фирмы), так и непрямыми (например, магазины, которыми владеет или управляет компания). Партнерские каналы — непрямые пути сбыта, представленные широким спектром вариантов: оптовая торговля, розничные сети или партнерские сайты.
Каналы сбыта
- Торговые агенты
- Продажи через Интернет
- Фирменные магазины
- Партнерские магазины
- Оптовики
Партнерские каналы приносят меньшую прибыль, однако позволяют добиться большего охвата и дают преимущество за счет сильных сторон партнера. Собственные каналы, особенно прямые, обеспечивают большую прибыль, однако их организация и управление могут обходиться дороже. Важно поддерживать верный баланс между различными каналами сбыта и найти такое их сочетание, которое обеспечит наилучшие отзывы потребителей и максимальный доход.
Этапы
- Информационный
- Как мы повышаем осведомленность потребителя о товарах и услугах нашей компании?
- Оценочный
- Как мы помогаем клиентам оценивать ценностные предложения нашей компании?
- Продажный
- Каким образом мы предоставляем клиентам возможность приобретения определенных товаров и услуг?
- Доставка
- Как мы доставляем клиентам наши ценностные предложения?
- Постпродажный
- Как мы обеспечиваем клиентам постпродажное обслуживание?