Бизнес-процесс

Бизнес-процесс (опр.ТеррИМ) — это совокупность взаимосвязанных действий и результатов, направленных на создание продукта для потребителя(пользователя).

В качестве графического описания деятельности применяются блок-схемы бизнес-процессов.

Существуют три вида бизнес-процессов:

  • Управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы.
    • Формирование и поддержка Курса Компании.
      • Принятие решений на уровне целостности Компании
      • Развитие и масштабирование бизнеса
  • Основной или Центральный (Поток создания ценности) — бизнес-процессы, которые создают ценность для потребителя.
    • Маркетинг
    • Продажа
    • Производство
      • Логистика
  • Поддерживающие (обеспечительные) — бизнес-процессы, которые поддерживают управляющие и операционные процессы.
    • Ведение Налогового, Бухгалтерского и Кадрового учета.
    • Обработка ДДС
    • Ведение Управленческого Учета
    • Юридическая поддержка Компании
    • Создание и поддержание Систем Коммуникации
    • Обеспечение Офиса
    • Секретарская поддержка
    • Формирование и поддержка деятельности Команд (поиск, консалтинг, коучинг, обучение)

Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.

Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, процедур и функций, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности.

Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).

Бизнес-процессы могут подвергаться различному анализу в зависимости от целей моделирования. Анализ бизнес-процессов может применяться при бизнес-моделировании, функционально-стоимостном анализе, формировании организационной структуры, реинжиниринге бизнес-процессов, автоматизации технологических процессов.

Одним из методов анализа текущей деятельности является составление модели бизнес-процесса «как есть». Потом формируется модель бизнес-процесса «как хотим» и план мероприятий по внедрению необходимых изменений.

Для описания основного бизнес-процесса мы используем концепцию "Потока создания ценности" из Бережливого производства.

Пример

Бизнес-процесс (согласно Wikipedia) — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. В качестве графического описания деятельности применяются блок-схемы бизнес-процессов.

Существуют три вида бизнес-процессов:

    • Управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить Корпоративное управление и Стратегический менеджмент.
    • Операционные — бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются Снабжение, Производство, Маркетинг и Продажи.
    • Поддерживающие — бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Например, Бухгалтерский учет, Подбор персонала, Техническая поддержка, АХО.